АШУГ ДЖИВАНИ
04.05.2009

Дживани, (1846–1909), (арм. Ջիվանի) — творческий псевдоним выдающегося Армянского поэта, музыканта, ашуга Сероба Степановича Левоняна, родился в селе Карцах (Карзах), вблизи г. Ахалкалаки (ныне Грузия) в семье земледельца. В возрасте 8 лет Дживани остался сиротой. Воспитывался в семье дяди. Основам музыкального искусства Дживани обучался игре на кяманче, скрипке, и народным песням в родном селе у видного мастера Гара-Газара. В 1866 году в село Карцах прибыл молодой ашуг Сазани (Агаджан). Вместе с ним Дживани переезжает в Тифлис. Музыкальная деятельность ашуга началась и сформировалась в Тифлисе, а затем (с 1868 по 1895 год) получила своё развитие в Александрополе (Гюмри).
В Александрополе Дживани был окружён группой единомышленников, певцов-ашугов (Джамали, Шагрин, Малул, Гейрати, Физаи). За свой талант получил признание и титул устабаши (главный мастер). С большим успехом группа ашугов исполняла свои песни по всему региону: Тифлис, Батуми, Карс, баку и в других городах Закавказья.
Творчество Дживани более разнообразно, разносторонне, чем творчество его современников. Он является автором, по разным источникам, от 800 до 1000 произведений. Дживани был хорошо знаком с армянской литературой XIX века, которая и оказала сильное влияние на его творчество. Его поэзия характеризуется особенной чистотой Армянского языка; поэт избегает характерные для других ашугов (напр. Саят Новы) частые заимствования из других языков (таких как фарси, арабский или турецкий).В своих песнях Дживани описывал нищету и бесправие («Крестьянская жизнь», «Рабочий» и др.), осуждал угнетателей, изображал борьбу Армянского народа против иноземцев, воспевал братство народов. Для многих песен Дживани («В эту ночь», «Как дни зимы», «Серна», «Холостяк и женатый», «Простак-воробей») характерны приёмы традиционной восточной поэзии. Многие песни Дживани стали народными («Мать», «О, красавица», «У родника» и др.). В период с 1870 по 1890 годы на смену лирическим, романтичным произведениям характерным для ашугов, в творчество Дживани приходят песни сопротивления и социального протеста, ироничные, обличительные и сатирические.Одним из наиболее известных и исполняемых произведений Дживани является песня Կուգան ու կերթան («Приходят и уходят») написанная в 1892 году.
Оригинал на армянском | Перевод В. Я. Брюсова |
…Կուգան ու կերթան… | …Придут — уйдут… |
Ձախորդ օրերը ձմռան նման կուգան ու կերթան, Վհատելու չէ, վերջ կունենան, կուգան ու կերթան. Դառն ցավերը մարդու վերա չեն մնա երկար, Որպես հաճախորդ շարվեշարան կուգան ու կերթան։Փորձանք, հալածանք և նեղություն ազգերի գլխից Ինչպես ճանապարհի քարավան կուգան ու կերթան, Աշխարհը բուրաստան է հատուկ, մարդիկը ծաղիկ, Ո~րքան մանուշակ, վարդ բալասան կուգան ու կերթան։Ոչ ուժեղը թող պարծենա, ոչ տկարը տխրի, Փոփոխակի անցքեր զանազան կուգան ու կերթան, Արևը առանց վախենալու ցայտում է լույսը, Ամպերը դեպի աղոթարան կուգան ու կերթան։Երկիրը ուսյալ զավակին է փայփայում մոր պես, Անկիրթ ցեղերը թափառական կուգան ու կերթան. Աշխարհը հյուրանոց է, Ջիվան, մարդիկը հյուր են, Այսպես է կանոնը բնական, կուգան ու կերթան։ |
Как дни зимы, дни неудач недолго тут: придут — уйдут. Всему есть свой конец, не плачь! Что бег минут: придут — уйдут… Тоска потерь пусть мучит нас; но верь, что беды лишь на час: Как сонм гостей, за рядом ряд, они снуют: придут — уйдутОбман, гонение, борьба и притеснение племен, Как караваны, что под звон в степи идут: придут — уйдут. Мир — сад, и люди в нем — цветы! но много в нем увидишь ты Фиалок, бальзаминов, роз, что день цветут: придут — уйдут. Итак, ты, сильный, не гордись! итак, ты, слабый, не грусти! События должны идти, творя свой суд: придут — уйдут. Смотри: для солнца страха нет скрыть в тучах свой палящий свет, И тучи, на восток спеша, плывут, бегут: придут — уйдут.Земля ласкает, словно мать, ученого, добра, нежна; Но диких бродят племена, они живут: придут — уйдут… Весь мир — гостиница, Дживан! А люди — зыбкий караван! И всё идет своей чредой: любовь и труд, — придут — уйдут. |
ПОГРУЗИТЬСЯ В ПРЕКРАСНЫЙ МИР АШУГА ДЖИВАНИ !